Историческая справка

Обручевский район Юго-Западного округа давно стал густонаселенной территорией мегаполиса. Сегодня вокруг храма преподобного Иосифа Волоцкого раскинулся один из крупнейших жилых массивов столицы, с плотностью населения свыше 400 человек на квадратный метр. Когда-то храм, подобный нашему, мог вместить всех жителей небольшой деревушки Дальнее Беляево. Теперь все население этой деревни без труда поместилось бы в одной типовой многоэтажке.

Если мыслить прежними религиозными масштабами, то на каждую высотку в спальном районе требуется по храму. И даже понимая, что степень воцерковления общества радикально изменились в последнее столетие, приходится признать, что на храм в таком мегаполисе, как Москва, возлагается уникальная миссия. Эта миссия напоминает времена апостольские и времена служения первых христиан.

Городской храм должен связать судьбы тысяч людей, отчужденных друг от друга пропастью личных интересов и материальных проблем. Он должен сблизить тех, кто, живя в одном подъезде, часто не знает даже имен своих соседей, не говоря от том, чтобы интересоваться их жизнью, их печалями и радостями. Дух общинности, взаимопомощи, сопереживания всегда был свойственен русским людям, сейчас, к сожалению, в обществе пропагандируются совсем другие ценности. Преодолеть эту разобщенность поможет храм, приходская жизнь.

Дальнее Беляево было одним из сел у Калужской столбовой дороги и отстояло от Москвы на 15-20 верст. Этот пригород столицы и по сей день сохраняет следы живописной природы, а до попадания в черту большого города (1960-70 гг.), его можно было по праву назвать одним из лучших мест Подмосковья. Недаром путеводитель 1935 года “Дачи и окрестности Москвы”, предлагал москвичам совершить экскурсию по усадьбам, расположенным вдоль старой Калужской дороги.

Местность изрезанная многочисленными балками и оврагами, по которым среди вековых сосен бежали ручейки и малые реки, стала излюбленной зоной гнездования известных боярских родов. Некоторые имения, наподобие Черемушки, Узкое, Знаменское-Садки, Ясенево, Воронцово, Мамонова Дача, Зюзино полностью или частично сохранились до наших дней.

Деревня Дальнее Беляево располагалась немного южнее воронцовских владений на берегу речки Самородинки. Долина Самородинки объявлена в 1991 г. памятником природы. Вплоть до ХХ века она принадлежала Зюзинской волости Московской губернии, а после революции вошла в Ленинский район Московской области. Археологи сообщают, что первые люди жили в этих местах еще в XI веке, а активная деятельность закипела, после того, как Иван Грозный стал расселять здесь иногородних служилых дворян. Древнейшее из сел этого направления – Ясенево, упоминается в духовной грамоте князя московского Ивана Даниловича Калиты еще в 1326 году. В середине XVIII в. селом Дальним Беляевым владела Д. Н. Салтыкова (Салтычиха), которая вошла в историю как жестокая крепостница, приговоренная в 1767 г. к пожизненному заключению в тюрьме Ивановского монастыря. В 1777 г. село куплено И. Н. Тютчевым, отцом поэта Фёдора Ивановича Тютчева, который бывал здесь.

Дальнее Беляево уютно располагалось на Теплостанской возвышенности, откуда берут начало многие малые реки: Битца, Городенка, Сосенка, Котловка, Раменка и др.. Вблизи станции метро «Теплый Стан» находится самая высокая точка Москвы — 254,6 м над уровнем моря. Вплоть до 60 –х годов XX века эта местность оставалась своеобразной совхозной столичной зоной. Поначалу ее даже обошли массивы масштабной застройки, сохранены крупные участки леса. Здесь процветали многочисленые садовые хозяйства и сохранялся неприкосновенный деревенский пейзаж, с палисадниками, коровами и избушками. Чистая вода, необыкновенная природа, хорошая обдуваемость ветрами – сделали свое дело. Старожилы рассказывают, что население местных деревень до последнего сопротивлялось городской застройке. Есть свидетельства, что жителей Дальнего Беляева буквально «выкуривали» из деревни, отключая электричество и сгребая бульдозерами огороды в ночное время.

Эта красивая местность была изуродована безликой современной застройкой и промзонами. Сейчас власти города стараются изменить облик района, на месте сносимых пятиэтажек строятся новые красивые дома, реконструируются промзоны.

На территории одной из них вырос и деревянный храм прп. Иосифа Волоцкого в древнерусском стиле. Он буквально «втиснулся» в участок дорогой столичной площади, между небоскребами и автостоянками, как последнее напоминание о том, что здесь некогда текла тихая деревенская жизнь. Но церковь это не только островок прошлого, – это еще и твердыня, вокруг которой расступается будущее. Так, возведение храма прп. Иосифа Волоцкого, стало началом строительства храмового комплекса, с большим храмом Преображения Господня на 2000 человек.

Поделиться в:

Опубликовать в Facebook

Оставить комментарий